Форум Его Высокоблагородия

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Его Высокоблагородия » чИстая пРавдА » Литература


Литература

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

По просьбе трудящихся.

0

2

Билет №2, вопрос №1
Кутузов и Наполеон в романе «Вона и мир»

Кутузов в Наполеон являются антиподами в романе. Отношение писателя к ним так же
различно.
Наполеон - кумир своего времени, перед ним преклонялись, ему под¬ражали, видели в нем гения, великого человека, слава о нем облетела практически весь мир. Но Толстой не идеализировал этого всеобщего кумира, постепенно в романе идет развенчание его как полководца и как великой личности. Толстой описывает “великую армию” Наполеона как "толпу мародеров". Человек, возомнивший себя властителем мира, был очень далек от простого солдата и своей армии, благодаря которой он достиг высот величия. Это эгоист, думающий только о себе и своих желаниях, все подчиняющий только своим прихо¬тям, реализующий свои амбиции. “Все, что было вне его, не имело значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли". Наряду с высокомерием Бонапарту присущи лицемерие, позерство, фальшь. Даже перед портретом сына он играет роль. Наполеон жесток и вероломен. Ему безразлична судьба армии. Он равнодушно взирает на гибель уланов, переправляющихся через реку, он безразличен к гибели простых солдат, так как они только орудие для достижения им своих целей. Ему льстит любовь народа, но при этом он не испытывает ни капли благодарности, не осознает, что их силами он достиг всего, что сейчас имеет.
К войне, имеющей своей целью порабощение Европы, России, всего мира он относится как к игре, где люди - пешки, которые следует правильно расставить и  двигать, Перед сражением он говорит:  “Шахматы расставлены; игра начнется завтра”. Для Толстого, война – высшее зло, а герой, относящийся к войне, к убийству как к игре, автоматически становится отрицательным.
Свое отношение к Наполеону автор выражает и через портретные зарисовки, которые отличаются реалистичностью и ироничностью: “Маленький человек в сером сюртучке", "круглый живот", "жирные ляжки коротких ног”.
Антиподом Наполеона в романе выступает Кутузов. Он предстает в романе простым русским человеком, чуж¬дым притворству, и, одновременно, мудрым историческим деятелем. Ку¬тузов некрасив внешне - у него оплывшее тело, жирная шея, один глаз прикрыт повязкой. Его непритязательная внешность - своеобразный вы¬зов тем, кто мнит себя героями. Главное в Кутузове для Толстого — это кровная связь с народом. Автор обращает наше внимание на человечность и доброту полководца:
Кутузов плачет при прощании с Багратионом, отправляющимся на Шенграбенское сражение, в которой погибнут многие; в Австрии Кутузов предпочитает отступить, чтобы не потерять армию. Он истинный патриот своей страны, хранящий это чувство в душе, а не кричащий о нем. Предельной активности Наполеона противопоставлена внешняя пас¬сивность Кутузова. Он спит на военном совете, рассеянно слушает планы ведения кампании. Кутузов, по словам Толстого, знает, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, а та неуловимая сила, называемая духом войны, и он следит за этой силой и руководит ею. В романе Кутузов выражает мысли Толстого-историка о том, что событиями движут не отдельные личности, а народные массы. Полководец Кутузов, верящий в свой народ, несомненно, стоит гораз¬до выше полководца Наполеона, полагающегося лишь на свой военный гений. Именно Кутузов был необходим для Отечественной войны 1812 года, а после перемещения войны в Европу русской армии потребовался другой главнокомандующий. “Представителю народной войны ничего не остава¬лось, кроме смерти. И он умер”. Но Наполеон не был бессилен в войне с Россией. Он просто оказался слабее противника - “сильнейшего духом”.
В образах Наполеона и Кутузова Толстой изобразил идею войны и мира. Герои, тяготеющие к Наполеону, наделенные наполеоновскими чертами, способствуют возникновению войн между людьми. Такими являются далекие от битв Курагины, Анна Павловна Шерер, Вера Ростова. Герои же, тяготеющие к полюсу Кутузова, несут идеи мира, духовности и любви. Это Наташа Ростова, Марья Болконская и, “военные” люди - Тушин, Тимохин, Денисов. Главные герои романа — Пьер Безухов и Андрей Болконский - проходят путь от Наполеона к Кутузову, от ложных ценностей к истинным идеалам. С помощью этих образов Толстой показал свое отношение к великим личностям и их роли в истории.

0

3

Билет №1, вопрос №1
"Мой герой - это правда" (по "Севастопольским рассказам" Л. Н. Толстого)

Главным приемом в создании "Севастопольских рассказов" является реалистичность, Толстой стремился рассказать о войне всю правду, о том, что война - это не романтика, как считают многие, не познавшие ее юноши, а что это страдания, боль, кровь, смерть. Толстой показывает будничность войны, что жизнь мирная и лагерная перемешались, тут, кажется, уже никто не обращает внимания на грохот снарядов, все заняты своими обычными делами. Толстой делает нас свидетелями происходящего, употребляя местоимение «мы», он проводит нас по улицам города, ведет в госпиталь, где видны все ужасы войны: кому-то отрезают ногу или руку, кто-то смотрит на это, ожидая своей очереди, врач равнодушно бросает части тела в угол. После этого мы идем на бастион, на самое опасное место, туда, где получают увечья, где умирают. Толстой показывает, что и здесь при опасности главное - естественное, добросовестное выполнение своих обязанностей. Простой солдат велик в отношении к делу, простой солдат -  труженик, главная задача которого - преодоление страха смерти. Автор не осуждает героев за страх, так как это естественно, но видит величие героя именно в преодолении его.
Толстой показывает в своем произведении целый ряд людей, офицеров, цель которых - получение наград, им важна только еще одна звезда. Но истинный герой не такой, он не будет кричать о своих достижениях и доблести, он сохранит в себе это чувство, ради которого сражался - любовь к Родине. Автор дает этому понятию странное определение  - стыдливое чувство. И действительно, настоящий патриот никогда не выставляет напоказ свои истинные переживание, в то время как люди, говорящие красивые, ног пустые фразы часто обманывают себя и других.
Толстой сам был участником войны, поэтому он выступает разоблачителем мифов о войне, считая войну преступлением против человечества. Он говорит, почему бы не выбрать по одному человеку с каждой стороны, чтобы те решили исход сражения, потому, что проливать кровь тысяч и десятков тысяч людей - это безумство. Непонятно, как люди, исповедующие христианство, законы любви и милосердия сейчас убивают таких же людей, как и они сами.
Толстой разрушает все стереотипы о войне, показывает правду, истинное проявление чувств, истинные качества, все то лучшее, что есть в человеке, но не фальшиво и показно.

Билет №10, вопрос №1
Тема “маленького человека” в произведениях Ф. М. Достоевского
Тема “маленького человека” впервые была затронута в твор¬честве А. С. Пушкина (“Станционный смотритель”), Н. В. Го¬голя (“Шинель”), М. Ю. Лермонтова (“Герой нашего време¬ни”), Герои произведений этих писателей Сам¬сон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, он становится автором одной ведущей темы - темы “бедных людей”, “униженных и оскорбленных”. Писатель как бы говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.
Достоевский уже в первом романе “Бедные люди” обращается к теме “маленького человека”. Главный герой романа - Макар |Девушкин - бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием. Как и Гоголь в повести |“Шинель”, Достоевский обратился к теме бесправного, без¬мерно униженного и забитого “маленького человека”, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека.
Сам Достоевский писал: “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”.  Тема “бедных людей”, была продолжена автором в “Преступлении и наказании”. Здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. И на фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладовых. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше “некуда идти” в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Катерина Ивановна. Соня идет торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.
Тяжела судьба и семьи  и главного героя Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение.
Раскольников понимает, что сила, создающая для бедняков бездонное море страда¬ний, - это деньги. И, чтобы их раздобыть, он идет на пре¬ступление под влиянием идеи о “необыкно¬венных личностях”.
Федор Михайлович Достоевский при¬стально и проницательно вглядывался в душу каждого так называ¬емого “маленького человека” и открыл в нем залежи ог¬ромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты, не сломленных тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе.
Созданные ав¬тором образы “маленьких людей” проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против уни¬жения человека и верой в его высокое призвание потому что, миропонимание Достоевского базируется на любви к чело¬веку, на признании духовности человека за главное.

Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Кутузов в Наполеон являются антиподами в романе. Отношение писателя к ним также различно.
Наполеон - кумир своего времени, перед ним преклонялись, ему под¬ражали, видели в нем гения, великого человека, слава о нем облетела практически весь мир. Но Толстой не идеализировал этого всеобщего кумира, постепенно в романе идет развенчание его как полководца и как великой личности. Толстой описывает “великую армию” Наполеона как "толпу мародеров". Человек, возомнивший себя властителем мира, был очень далек от простого солдата и своей армии, благодаря которой он достиг высот величия. Это эгоист, думающий только о себе и своих желаниях, все подчиняющий только своим прихо¬тям, реализующий свои амбиции. “Все, что было вне его, не имело значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли". Наряду с высокомерием Бонапарту присущи лицемерие, позерство, фальшь. Даже перед портретом сына он играет роль. Наполеон жесток и вероломен. Ему безразлична судьба армии. Он равнодушно взирает на гибель уланов, переправляющихся через реку, он безразличен к гибели простых солдат, так как они только орудие для достижения им своих целей. Ему льстит любовь народа, но при этом он не испытывает ни капли благодарности, не осознает, что их силами он достиг всего, что сейчас имеет.
К войне, имеющей своей целью порабощение Европы, России, всего мира он относится как к игре, где люди - пешки, которые следует правильно расставить и  двигать, Перед сражением он говорит:  “Шахматы расставлены; игра начнется завтра”. Для Толстого, война – высшее зло, а герой, относящийся к войне, к убийству как к игре, автоматически становится отрицаительным.
Свое отношение к Наполеону автор выражает и через портретные зарисовки, которые отличаются реалистичностью и ироничностью: “Маленький человек в сером сортучке", "круглый живот", "жирные ляжки коротких ног”.
Антиподом Наполеона в романе выступает Кутузов. Он предстает в романе простым русским человеком, чуж¬дым притворству, и, одновременно, мудрым историческим деятелем. Ку¬тузов некрасив внешне - у него оплывшее тело, жирная шея, один глаз прикрыт повязкой. Его непритязательная внешность - своеобразный вы¬зов тем, кто мнит себя героями. Главное в Кутузове для Толстого — это кровная связь с народом. Автор обращает наше внимание на человечность и доброту полководца:
Кутузов плачет при прощании с Багратионом, отправляющимся на Шенграбенское сражение, в которой погибнут многие; в Австрии Кутузов предпочитает отступить, чтобы не потерять армию. Он истинный патриот своей страны, хранящий это чувство в душе, а не кричащий о нем. Предельной активности Наполеона противопоставлена внешняя пас¬сивность Кутузова. Он спит на военном совете, рассеянно слушает планы ведения кампании. Кутузов, по словам Толстого, знает, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, а та неуловимая сила, называемая духом войны, и он следит за этой силой и руководит ею. В романе Кутузов выражает мысли Толстого-историка о том, что событиями движут не отдельные личности, а народные массы. Полководец Кутузов, верящий в свой народ, несомненно, стоит гораз¬до выше полководца Наполеона, полагающегося лишь на свой военный гений. Именно Кутузов был необходим для Отечественной войны 1812 года, а после перемещения войны в Европу русской армии потребовался другой главнокомандующий. “Представителю народной войны ничего не остава¬лось, кроме смерти. И он умер”. Но Наполеон не был бессилен в войне с Россией. Он просто оказался слабее противника - “сильнейшего духом”.
В образах Наполеона и Кутузова Толстой изобразил идею войны и мира. Герои, тяготеющие к Наполеону, наделенные наполеоновскими чертами, способствуют возникновению войн между людьми. Такими являются далекие от битв Курагины, Анна Павловна Шерер, Вера Ростова. Герои же, тяготеющие к полюсу Кутузова, несут идеи мира, духовности и любви. Это Наташа Ростова, Марья Болконская и, “военные” люди - Тушин, Тимохин, Денисов. Главные герои романа — Пьер Безухов и Андрей Болконский - проходят путь от Наполеона к Кутузову, от ложных ценностей к истинным идеалам. С помощью этих образов Толстой показал свое отношение к великим личностям и их роли в истории.

Билет №18, вопрос №2
Мотив пути в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник".
Главной в творчестве Н. С. Лескова является тема личности, освобож¬дающейся от сословных уз, тема,  связанная с соци¬альными процессами после отмены крепо¬стного права. Особенно важна для понимания смысла и движения этой темы повесть “Очарованный странник”. Повесть интересна как раз тем, что ее главный герой, “черно¬земный Телемах”, Иван Северьянович Флягин проходит долгий и трудный путь становления личности, поисков правды и истины, опоры в жизни. Этот богатырь, видом своим напоминающий Илью Муромца, знаток лошадей, немного авантюрист, становится монахом-черноризцем только после тысячи приключений, когда ему уже “деться было некуда”. Особым смыслом наполнен рассказ-исповедь героя об этих странствиях. Исходная точка этих странствий - крепост¬ное, дворовое положение героя. Лесков рисует здесь горькую правду кре¬постнических отношений. Флягин спас жизнь своему барину, но его можно нещадно высечь и отправить на унизительные для него работы за то, что он не угодил барской кошке.
Следует отметить, что на начальном этапе у Флягина нет никакой морали, самосознания, отношения к добру и злу, его поступки стихийны, непредсказуемы, порой бессмысленны. Ярким примером такой непредсказуемости, случайности служит эпизод с ребенком. Сбежав от своего барина, Флягин  попадает к чиновнику, у которого служит нянькой. Жена чиновника сбежала с ремонтером, оставив малолетнее дитя. Флягин ухаживает за девочкой, привязывается к ней. Но когда появляется мать девочки и просит отдать ей дитя, он, по непонятной причине, просто из упрямства не хочет отдать ребенка ни за деньги, ни по доброй воле и только в последний момент,  отдает девочку матери и бежит от хозяина-чиновника. Этот поступок - не заговоривший голос совести, а чистая случайность, порыв. Именно это безразличие к добру и злу, отсутствие внутренних критериев и гонит странника по жизни, по миру.
Но весь смысл странствий Флягина заключается в том, что герой все-таки обретает эти нравственные нормы. И для писателя особенно важно то, как он их обретает.
Так, в татарском плену (куда Флягин попал по собственной глупости) зарождается в душе героя неосознанная еще любовь к Родине, к вере, к свободе. В миражах и видениях предстают перед Иваном
Северьяновичем образы православных храмов с золочеными куполами, с протяжным колокольным звоном. И стремление во что бы то ни стало вырваться из плена овладевает им. Опять же случай помогает герою осво¬бодиться из ненавистного десятилетнего плена: петарды и шутихи, остав¬ленные случайно заезжими миссионерами, спасают ему жизнь и дают дол¬гожданное освобождение.
Кульминацией духовной драмы странника становится его встреча с цыганкой Грушей. В другом человеке, в любви и в уважении нашел стран¬ник первые нити связи с миром, нашел и свою личность, цен¬ность своей собственной индивидуальности. Отсюда - пря¬мой путь к другой любви, к любви к народу, к Родине, более широкой и всеобъемлющей. После смерти Груши, страшного греха убийства, Флягин понимает всю греховность своего существования и стремится искупить свою вину перед собой и перед Богом. Опять случай или провидение помо¬гает ему в этом: он идет на кавказскую войну вместо сына двух стариков, спасших его, под именем Петра Сердюкова. На войне Флягин совершает подвиг - налаживает переправу через реку, и кажется ему в тот момент, когда под градом вражеских пуль переплывает он реку, что невидимая и незримая душа Груши распростерла свои крылья, защищая его. На войне он дослужился до дворянского звания. Но такое “повышение” приносит ему лишь неприятности: он не может найти работу, которая бы кормила его. И снова скитания: работа мелким чиновником, служба в театре. Многое вынес Иван Флягин, прежде чем попал в монастырь. И тут-то и раскрылась душа Ивана Флягина окончательно: наконец-то понял он свое предназначение, наконец-то об¬рел спокойствие и смысл жизни. А смысл этот прост: он - в бескорыст¬ном служении людям, в истинной вере, в любви к Родине. В самом конце повествования слушатели спрашивают Флягина, почему тот не хочет при¬мять старший постриг. На что он охотно отвечает: “Мне за отчизну очень помереть хочется”. И если наступит лихая година, начнется война, то снимет Флягин рясу и наденет “амуничку”.
Герой Лескова силен тем, что, сам, не подозревая этого, оказался носителем высоких нравственных качеств. Именно такие герои, как Флягин, с точки зрения Лескова, являются твор¬цами, создателями русской жизни и истории, поэтому история жизни и пути “очарованного” странника чрезвычайно значима. В ней выражено стремление писателя найти в эпоху распада старых общественных связей новые нормы поведения, нравственности, нового национального самосоз¬нания.

Билет №6, вопрос №2
"Двух станов не боец" А. К. Толстой

Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими - досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь;
Союза полного не будет между нами -
Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,
Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
Я знамени врага отстаивал бы честь!

Это поэтическая позиция Алексея Константиновича Толстого. Выражается независимость его литературной, творческой позиции. Он не принадлежал ник одному лагерю своего времени.  В то время было 2 основных направления поэзии. Одно из них революционно - демократическое, в котором четко была видна гражданская позиция, в которой акцент делался на изображение нужд народа, его тяжелого положения. Типичный представитель этого направления Некрасов.  Другое направление поэзии - это так называемое чистое искусство, пренебрежение социальными проблемами, воспевание любви, красоты, жизни, природы, одним из представителей этого направления являлся Фет. Толстой же был над этой схваткой. Он пишет: "Гляжу с любовию на землю, но в небо просится душа". Толстой отличается мажорным тоном своей поэзии.
Он глубоко верующий, православный человек. Толстой утверждал достоинство человека в христианских ценностях. В балладе Василий Шебанов  он указывает на те качества, которым учит христианство: всепрощение, любовь, смирение, верность. Толстой пишет о Боге простым, понятным языком, считал, что поэтический дар - это предназначение свыше. В своем творчестве он раскрывает мотивы любви, мотивы патриотические и исторические. Толстой уважал жизнь предков, ввел в свой поэтический мир Древнюю Русь, это былины, исторические романы. Он романтизировал и героизировал прошлое. Его известная трилогия: "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович" и "Царь Борис"  до сих пор пользуются огромной популярностью в театре.

0

4

Билет №3, вопрос №1
Женские образы в романе «Война и мир».

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир». Это произведение – полемический ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великорусских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и в Москве – Элен Курагина, Жюли Курагина, Анна Павловна Шерер.
Светское общество погружено в вечную суету. Толстой обращает внимание в портрете красавицы Элен на «белизну плеч», «глянец волос и бриллиантов», «очень открытую грудь и спину», «не изменяющеюся улыбку». Эти детали позволяют художнику высветить внутреннюю пустоту, ничтожность «великосветских львиц». Место подлинных человеческих чувств занимает денежный расчет. Замужество Элен – наглядное тому подтверждение. Толстой показывает, что поведение дочери князя Василия – не отклонение от нормы, а норма жизни того общества, к которому она принадлежит. Даже у постели умирающего графа Безухова Анна Михайловна испытывает не чувство сострадания, а страх, что Борис останется без наследства.
Толстой показывает великосветских красавиц «в семейном быту». Семья, дети не играют в их жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова Пьера о том, что супругов должны связывать, прежде всего, чувства. Графиня Безухова с отвращением думает о возможности иметь детей. С удивительной легкостью она бросает мужа. Элен – это концентрированное проявление мертвящей бездуховности, пустоты, суетности. Ничтожность жизни светской красавицы вполне соответствует заурядности ее смерти.
Излишняя эмансипированность приводит женщину к неправильному пониманию собственной роли. В салонах Элен и анны Павловны Шерер звучат политические споры, суждения о наполеоне, о положении русской армии. Таким образом, светские львицы утратили главные черты, которые присущи настоящей женщине. Напротив, в образах Сони, княжны Марьи, Наташи Ростовой сгруппированы те черты, которые составляют тип «женщины в полном смысле».
Женская духовность заключается не в интеллектуальной жизни, не в увлечении политическими и другими мужскими вопросами, а исключительно в способности к любви, в преданности семейному очагу. Дочь, сестра, мать, жена – вот основные жизненные положения, в которых раскрываются характеры любимых героинь Толстого.
Действительно, мы видим патриотизм княжны Марьи и Наташи Ростовой в период французского нашествия. Любимые героини Толстого живет не умом, а сердцем.
Любовь составляет сущность жизни Наташи. Юная Наташа всех любит: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого. Сближение, а затем разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу. Переизбыток жизни и неопытности – источник ошибок, необдуманных поступков героини (история с Курагиным).
Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается  в Наташе после отъезда из Москвы с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Смерть князя лишает жизнь Наташи смысла, но гибель Пети заставляет героиню преодолеть собственное горе, чтобы удержать мать от безумного отчаяния. Наташа «думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг, любовь к матери показала ей, что сущность еще жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь и проснулась жизнь».
После замужества Наташа отказывается от светской жизни, «от всех своих очарований» и целиком отдается семейной жизни. Взаимопонимание супругов основано на способности «с необыкновенной ясностью быстротой понимать и сообщать мысли друг друга, путем противным всем правилам логики». Таков идеал семейного счастья для Толстого, хранительницей которого должна быть женщина.

0

5

Билет №3, вопрос №2
Образ автора в романе «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» - лироэпическое произведение, роман в стихах, поэтому и лирическое, и эпическое начало в нем равноправны. Эта особенность делает образ автора в романе не менее важным, чем образы героев. ОА способствует расширению границ романа, созданию «энциклопедии русской жизни», атмосферы свободной композиционной  активности. Кроме того, он организует взаимоотношения поэта и читателя, позволяет читателю понять отношение поэта к миру, к себе.
Наиболее четко образ автора раскрывается в лирических отступлениях, которые в большей мере представляют автора как героя своего романа.
В 1ой главе автор – лицо, которое выполняет многообразные функции. Он ведет диалог с читателем, представляет своих героев. В лирических отступлениях он размышляет о своем отношении к различным явлениям русской культуры, таким как балы, театры, балет. Пушкин дает очерк истории русского театра, причем время и место действия 1ой главы совпадает с реальными событиями жизни поэта.
Так как основным предметом изображения является высший свет, то отношение к нему помогает раскрыть внутренний мир автора. Он показывает, что человек света зависим от мнения окружающих, духовно несвободен, в своих поступках руководствуется общественным мнением, а не внутренним чувством ответственности. В свете извращаются самые чистые, святые чувства: дружба превращается в скрытую вражду, любовь – «в науку страсти нежной». Все это волнует автора, поэтому в лирические отступления вкраплены воспоминания, размышления Пушкина, биографические подробности, краткие характеристики русских писателей, суждения о культуре, многогранности русской действительности – так создается Пушкиным художественный образ русской эпохи.
Мир автора, однако, шире, чем рамки лирических отступлений. Автор не только лирический герой, но и повествователь. Именно в этом качестве он выступает в произведении в разных лицах: друг и добрый знакомый Онегина, покровитель и защитник Татьяны, который открыто выражал свою симпатию и сочувствие. Поэт руководствовался новыми принципами  изображения окружающей жизни в отличии от последовательного романтика Ленского. Писатель ведет  непрерывный диалог с читателем, обсуждая с ним план своего романа, насмехается над литературными штампами и рифмами.
ОА раскрывается не только в прямой оценке, но и в скрытых перекличках с героями. Наиболее сложным является авторское отношение к главному герою – Онегину. В Онегине Пушкина привлекают «неподражательная странность, резкий охлажденный ум», умение Онегина вести «язвительный спор», его желчные замечания и мрачные эпиграммы. Вместе с ним автор собирался путешествовать по «чуждым странам», но пути их разошлись.
Однако, несмотря на это автор противопоставляет себя Онегину. Автор любит природу, восхищается литературой, восторженно относится к театру и балам, мечтает о любви. А для Онегина природа – одно из звеньев перемены занятий, в театре он видит лишь светское начало, а в литературе не мог «ямба от хорея отличить». Любовь для него – «наука страсти нежной». Он обладает еще и определенной гордостью, которая побуждает как в добрых, так и в дурных поступках.
Тем не менее, автор, так или иначе, отражен во всех героях романа в совпадении отдельных черт. С Татьяной автора связывает любовь к природе, причастность народной культуре, она близка поэту как «русская душой» героиня, одаренная воображением.
Ленский – поэтическая натура, этим он близок автору и далек Онегину. Пушкин любуется чистотой помыслов, наивностью, пылкостью героя, но при духовной близости возникает и некая отчужденность Ленского от реальной жизни.
Однако в целом, отношение автора к герою характеризуется сочувствием, которого он не скрывает. Подобный иронический пафос присутствует в изображении всех героев, даже любимой Пушкиным Татьяны.
Повествовательный монолог и лирические отступления создают достаточно полное впечатление о духовной сущности образа автора. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни»; «здесь, - как продолжает критик, - вся жизнь, вся душа, вся любовь его, здесь его чувства, понятия, идеалы». В связи с этим, роман можно смело назвать не просто «энциклопедией русской жизни», но и энциклопедией души самого автора.

0

6

Билет №5, вопрос№2
Катерина Кабанова и Катерина Измайлова

Во второй половине XIX века в художественной литературе становиться очень актуальной тема судьбы русской женщины. К этой теме обращались величайшие русские писатели. А.Н. Островский и Н.С.Лесков не были исключениями, они тоже затронули эту проблему, но каждый по-своему увидел ее. Прежде всего хочется отметить, что Лесков писал «Леди Макбет…» в полемике с Островским. Но в героинях обоих произведений есть не только различия, но и общие черты.
Обе Катерины – и Лескова, и Островского – предстают перед нами как два начала в женском характере, не привязанные к эпохе, а венные, непреходящие.
В этих произведениях мы видим двух героинь с одинаковым именем Катерина, что значит «вечно чистая».
Катерине Кабановой это имя очень подходит. Она наивная, чистая, непорочная. Островский изобразил ее как человека, не приемлющего того мира, в котором она живет. Неприятие мира неподвластно ей, оно исходит из самого сердца. Добролюбов назвал этот мир «темным царством», а Катерину «лучом света» в нем. Страшным фигурам «темного царства» Островский противопоставляет образ женщины с пылким и чистым сердцем. Катерина влюбляется в человека, совсем недостойного той большой любви, которой переполнено ее сердце. В ней борются чувство любви и чувство долга. Но осознание собственной греховности для нее невыносимо, «все сердце изорвалось»  от постоянной внутренней борьбы, и Катерина, не видя другого выхода, бросается в Волгу.
Героиня очерка Лескова совсем другая. Ее сложно назвать чистой, непорочной девушкой. Конечно, когда мы в первой раз знакомимся  с Катериной Измайловой, она кажется нам нетипичной для России той поры, особенно проводя параллели с героиней Шекспира. С одной стороны, она убийца, но, присмотревшись к Измайловой, можно заметить, подобно Кабановой, протестует против душащего ее патриархального уклада. Лесков попытался создать не русский вариант шекспировской злодейки, а образ сильной женщины, «заблудившейся» в «темном царстве».
В обоих произведениях угадывается реальный мир русской провинции середины XIX века. Сходство некоторых деталей  позволяет нам увидеть принципиальное различие двух героинь, живущих в похожих условиях. Обе Катерины – купчихи, в их семьях – достаток. Обе родились в патриархальном мире, в «темном царстве», но детство и юность их прошли под знаком «простоты и свободы». Сравнивая двух героинь, мы замечаем, что духовный мир Кабановой несомненно богаче.
Обе Катерины вышли замуж без любви, Кабанова – потому что было жалко Тихона, но душа ее переполнена любовью, а отдать ее некому, у нее ведь даже детей не было. Измайлова вышла замуж, потому что сватали, и ее, в отличие от Кабановой, не связывает с мужем вообще никакое чувство.
Обе героини, пылкие и страстные натуры, не могут мириться с домостроевскими порядками. Обе они полюбили, будучи уже замужем, и любят своих избранников до самозабвения. Судьбой им уготован один конец – гибель в водах Волги.
Но у этих героинь много различий. Так Катерина Кабанова представлена автором как героиня высокая, даже трагическая. А Измайлова является героиней социально-бытовой драмы. В «Грозе» контекст образа – это народная песня, ширь и красота Волги. А у Лескова Катерина живет в купеческом доме, за высоким забором, «затиснутая» в вещи, но не страдает от тоски, а «смертно скучает».
Это различие обозначено в экспозиции произведений. Если в «Грозе» автор раскрывает нам образ Катерины через ее проникновенный монолог «Отчего люди не летают…», где сразу угадываются грядущие страдания, духовный плен, в который  заточена душа Катерины, жаждущая простора, любви и красоты, то у Лескова все иначе. Он описывает быт Измайловой простым словом – скука. Скука – определяющее состояние души Катерины Львовны, ее как будто не разбудили от какого-то сна.
В любви более полно раскрывается характер двух героинь.
Для Катерины жизнь без любви немыслима. Она весь мир любит. Но любовь чахнет под принуждением, поэтому любовь Катерины  не приносит ей счастья, и если она и пыталась полюбить Тихона, то ее чувство зачахло под принуждением. В душе Катерины идет борьба, она осознает, какой страшный грех совершает, изменяя мужу, и бросается в Волгу.
Изображая любовь Катерины Львовны и Сергея, автор прибегает к снижению. После отравления свекра, они встречаются в саду и, на фоне удивительно романтичного пейзажа влюбленные ведут отнюдь не романтические беседы: «А ты сох по мне, Сережа? Как же не сох – сох… Как же ты сох? Расскажи мне про это…». Кроме того, ни одна сцена не обходится без упоминаний животных, это тоже работает на снижение. Но, несмотря на это, мы все равно понимаем, что КЛ любит своего Сергея, любит по-своему, почти фанатично. Сережа становится для не выше всех, выше даже Бога, такое поклонение ему приводит к полному отрешению от себя, от своего ребенка, она встает на путь саморазрушения.
Островский не мог прямо показать свое отношение к К, но он поставил рядом с ней Варвару («лишь бы все было шито да крыто»), таким образом показал, что К действительно «вечно чистая», у не «горячее сердце». Лесков сам обозначил свое отношение к героине, написав в начале произведения: «Иной раз…». Кабанова поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам, а Измайлова становится воплощением этих начал и доказывает, что темное царство не только делает людей своими жертвами, но и развращает их, заставляя жертв уподобляться своим мучителям.

0

7

Билет №8, вопрос №1
Смысл названия поэмы «Мертвые души»

Название поэмы «Мертвые души» многозначны. Несомненно, влияние на поэму «Божественной комедии» Данте. Название «Мертвые души» идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте – «Ад».
С понятием «мертвая душа» связана социальная направленность произведения. Затея Чичикова обычна и фантастична одновременно. Обычна потому, что покупка и продажа крестьян была повседневным  делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по словам Чичикова, «остался один, неосязаемый чувствами звук».
Постепенно изменяется и содержание понятия «мертвая душа». Абакум Дыров, Степан Пробка, Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как «мертвые души»: они показаны как люди яркие, талантливые, самобытные. Это нельзя отнести к их хозяевам, которые и оказываются «мертвыми душами» в полном смысле этого слова.
Но «мертвые души» - не только помещики и чиновники: это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей». В Манилова или Собакевича может превратиться любой человек, если «ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому» разрастется в нем, заставит «позабыть великие и святые обязанности», и начнут видеть великое и святое в «ничтожных побрякушках». Неслучайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающий его общечеловеческий смысл.
Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она – божественное начало в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для обывателя душа – лишь черта, отличающая живого от покойника. Помещики, которые встречаются Чичикову, «отмирают» от первого до последнего. Каждый из них – воплощение какого-либо порока, который становится страшнее от помещика к помещику.
Мертвы те люди, у которых нет ничего внутри, душа которых не просто зачерствела, но усохла или испарилась. Крестьяне, которых покупал Чичиков, умерли лишь физически, помещики же, их хозяева,  - духовно. Сам Чичиков ничем не лучше помещиков, хотя и выигрывает иногда на их фоне. Но все же он  тоже мертв, как человек, решившийся на столь грязное дело.
Гоголь с большим юмором, но и с не меньшей горечью высмеял людские пороки: скупость, никчемность, лень, глупость, обжорство, хамство. Все это признаки «мертвой души» помещиков, утративших идеалы, всякую духовность, высшие стремления.

0

8

Билет №9, вопрос №2.
Что делает Базарова героем времени?

Ивана Сергеевича Тургенева отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман «Отцы и дети» не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между раночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой – либералы.
Писатель верно заметил этот процесс отразил его в своем произведении. Он решил обратиться к началу противостояния – концу 50х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.
Главный герой – Евгений Базаров – несомненно, является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего широкими познаниями в естественных науках. Он не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастает в «безмерную гордость» и самолюбие. Базаров ставит себя очень высоко. Он, подобно многим передовым людям конца 50х – начала 60х годов, является материалистом.
В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды.  Основное направление их споров – это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству. В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму дворянин Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России отводится аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова «исправите общество, и болезней не будет» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.
Но есть и другая сторона – это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять появляется такое понятие как нигилист. Базаров отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма.
Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «… без принципов в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии выясняется, что Базаров так же далек от народа как и Кирсанов.
Искусство, религия, природа, мир прекрасного – все это чуждо Базарову. «Природа – не храм, а мастерская», «Рафаэль гроша медного не стоит».
Базаров – это сильная личность, при любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но Тургенев решает в очередной раз испытать героя. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться  и в нем. Его естество брало над ним верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.
Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими принципами, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры.
Итак, Базаров описан Тургеневым как личность, имеющая на все собственные взгляды. Но так как Базаров – человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является нужным человеком для России. Он не нужен, как нигилист, но необходим как сильная, мыслящая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом, Базаров – это герой своего времени.

0

9

Билет №11, вопрос №1
Любимые герои Достоевского.

Достоевский касается нравственной проблемы во многих своих произведениях, но наибольшего развития эта проблема получила в романе «Преступление и наказание». Он богат на различные образы, но самая открытая, честная и добрая – это Соня Мармеладова. Это девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню идти на панель. Но Соня никого не винит в таком повороте ее судьбы. Безнравственны, на первый взгляд, образ жизни Сони подчеркивает чистоту ее души.
Соня живет по христианским заповедям. Христианский закон – является высшим для нее мерилом. Соня готова пожертвовать собой ради других, а на это  способен не каждый. Она смогла переступить через себя, ради того, чтобы прокормить семью. Читатель ни разу не осудит Соню за ее поступок, а даже восхитится самоотверженностью девушки.
Соня никогда никого не осуждала, не осуждала она отца за беспробудное пьянство при полном безденежье. Соня полна сострадания и к убийце Раскольникову, ни в коем случае не осуждает его. Соня понимает и переживает вместе с людьми их боль. Она поняла, что, убив старуху, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне, неистово верующая в Бога, советует ему покаяться перед людьми, поцеловать землю.  Раскольников понимает, что соня необычный человек, но сама она себя считает великой грешницей, не достойной прощения.
Здесь позиция автора резко расходится мнением самой Сони. Эта героиня для Достоевского – воплощение чистоты, дитя невинное. Соне не на кого надеяться, поэтому она постоянно обращается к Богу. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, так как на это только Божья воля. Кроме того, она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников сам пришел к этому.
Сонечка очень любит Раскольникова, она готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь.
Любовь и вера придают соне силу в любой ситуации. Именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку – все это дало Раскольникову новую жизнь. Соня учит его прощению и любви, милосердию и сочувствию.
Соня – нравственный идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания – вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского.

0

10

Билет №11, вопрос №2
«Темное царство» в пьесах Островского.

Читая произведения островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев.
Так, оказавшись в приволжском городе Калинове. Мы можем наблюдать быт и нравы его жителей. Основную массу составляет купечество, жизнь которого с таким мастерством и знанием дела показал в своих пьесах драматург. Именно оно и является тем «темным царством», которое правит бал в таких тихих провинциальных приволжских городах, как Калинов.
Познакомимся с представителями этого общества. В самом начале произведения мы узнаем о Диком, «значительном лице» в городе, купце. Вот как говорит о нем Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет». Тут же мы слышим о Кабанихе и понимаем, что они с Диким «одного поля ягоды».
«Вид необычный! Красота! Душа радуется!», - восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в «Грозе». Именно Кулигин дает точную и четкую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Калинове. Он один из немногих осознает ту атмосферу , которая сложилась в городе. Он прямо говорит о необразованности и невежестве, о невозможности частным трудом заработать деньги, выбиться в люди из-под каббалы важных и знатных лиц городе. Они живут вдали от цивилизации и не очень-то к ней стремятся. Сохранение старых устоев, страх перед всем новым, отсутствие всякого закона и власть силы – вот закон и норма жизни города Калинова, вот в чем живут и чем довольствуются эти люди. Власть имущие подчиняют себе всех, кто их окружает, подавляют всякий протест, любое проявление личности.
Островский показывает нам типичных представителей этого общества – кабаниху и Дикого. Эти лица занимают особое положение в обществе, их бояться и потому уважают, они имеют капитал, а следовательно – власть. Для них не существует общих законов, они создали свои и заставляют остальных жить в соответствии с ними. Они стремятся к тому, чтобы подчинить себе тех, кто слабее, и умаслить тех, кто сильнее. Они деспоты, как в жизни, так и в семье. Мы видим это беспрекословное подчинение Тихона своей матери, а Борис полностью смирился со своим положением в доме дяди. Но если Кабаниха бранит «под видом благочестия», то Дикой бранит «как с цепи сорвался». Ни тот, ни другой не желает признавать ничего нового, а хочет жить по домостроевским порядкам. Их невежество в сочетании со скупостью вызывают у нас не только смех, но и горькую усмешку. Вспомним рассуждения Дикого: «Какое там электричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться!».
Поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами, обманывать при расчетах с рабочими. Снова приведу слова Дикого: «О посту-то как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; пришел за деньгами, дрова возил… Согрешил-таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил».
У этих властителей есть и те, кто невольно помогает им осуществлять их господство. Это и Тихон, который своим молчанием и слабоволием только способствует укреплению власти маменьки. Это и Феклуша, необразованная, глупая сочинительница всяческих небылиц про цивилизованный мир, это и горожане, обитающие в этом городе и смирившиеся с такими порядками. Все они и являются тем «темным царством», которое представляется в пьесе.
Островский, используя различные художественные средства, показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, полное невежество, где подавляется любое проявление свободы, свободы духа.

0

11

Билет №13, вопрос№2
Образ скупого в мировой литературе.

Эпоха Классицизма (XVII-XVIII в). Цель: воспитание личности с помощью конкретного примера, положительного или отрицательного, правдоподобие, четкость, однозначность.
«Скупой» Мольер
Гарпагон (гарпун, якорь – «хапун», «железные когти»). Высмеивание скупости как одного из пороков человека. Гарпагон – воплощение скупости, никто не разделяет его тягу к приобретательству, к накопительству. Во всех комедиях Мольера рисуется герой в какой-либо одной конкретной черте, герой – воплощение одного качества.

«Скупой рыцарь» А.С.Пушкин
Неоднозначность страсти главного героя, скуп – и только, но причины имеют совсем иные масштабы. Здесь главным героем владеет не страсть к обогащению, а желание властвовать, где деньги – лишь средство. Т.е. понятие скупости усложняется.

«Гобсек» О. де Бальзак
Ростовщик схож со скупым рыцарем в желании властвовать (деньги – средство). Но порок, власть золота и денег уже не высмеиваются как у Мольера. Скупость здесь не смешной порок, а страшный. Бездумное накопление и приобретательство приводит к тому, что все богатство превращено в тлен.

«Мертвые души» Н.В.Гоголь
Плюшкин – «накопитель» и «расточитель» одновременно, поскольку полностью поглощен своей скупостью, он утратил представление о реальном положении вещей.
Скупость приобретает трагический характер. Герой забывает о себе, сам живет впроголодь и крестьян держит так же, забывает о дочери и о внуках, полностью поглощен нездоровым накопительством. Это приводит к духовному опустошению героя.

«Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин
Порфирий (Иудушка) переступает через братьев, мать делает приживалкой в собственном доме, причем абсолютно сознательно и обдуманно, в отличии от Плюшкина.
Слепо идет к обогащению, его не останавливает даже проклятие матери. Мнимая деятельность, постоянное бесполезное пересчитывание богатств, лицемерие, скупость, доведенная до патологии, пустоделие, пустословие, постоянное переливание из пустого в порожнее.

0

12

Билет №14, вопрос №1
Роман «Преступление и наказание – петербургский роман»

Петербург в романе – это не просто фон происходящего, главный герой романа, толкающий Раскольникова на убийство, породитель идей.
Петербург Достоевского, представший в романе – это мрачный, больной, сырой город. Грязь и затхлость трущоб, вечная духота и смрад – все это частицы общей атмосферы романа – душной и безысходной. Видна четка связь между идеями Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его каморки, «крошечной комнатушки шагов шесть длиной». Эта каморка – уменьшенная копия более грандиозной, но столь же душной «каморки» большого города. Недаром Катерина Ивановна говорит, что на улицах Петербурга – словно в комнатах без форточек.
На Раскольникова давят стены его жилища, давит атмосфера всего города, города несчастных или негодяев. Только в таком Петербурге, только в такое время, когда «идеи носятся в воздухе», могла обрести жизнь теория Раскольникова, пытающаяся объяснить суть неравенства людей в мире.
Переполненные доходные дома, где даже в проходных комнатах люди из-за нищеты вынуждены жить целыми семьями, толкотня на улице, пьянство, разврат, крики и плач детей оставляют неприятное впечатление излишней сутолоки и суеты. Вокруг толпа, но человек одинок, теснота разъединенности не сплачивает, а прессует людей.
Достоевский резко отрицательно относится к этому умышленному, противоестественному городу, который враждебен человеку. Незаконнорожденный город полусумасшедших, одиноких людей, пристанище изгоев. Маляр Миколка говорил, что в Петербурге можно найти все, кроме отца и матери. Этот герой, принявший на себя чужую вину, даже не зная, за кого он расплачивается, руководствовался одним принципом: «пострадать, покаяться надо».
Раскольников, как и все в герои романа, бесприютен в большом городе. Его любимое место  - Сенная площадь, где вечная толкотня, вонь и грязь. Сюда он идет неудобным путем, через кривоколенный переулок.  Послушавшись Сонечку, Раскольников пошел на площадь для покаяние. Но оно не состоялось, Соня велела Раскольникову выйти на перекресток, поцеловать землю и сказать: «Я убил!» Но на площади убийца целует камень, прощению не пробиться через глухую мостовую Петербурга, насмешки и издевки окружающих.
Город каменный, город на костях способен только толкнуть на убийство, а для смирения и перерождения души нужна совсем иная атмосфера. Недаром Раскольников перерождается на берегах мощной сибирской реки Иртыш. Там широта и простор, там можно дышать полной грудью, вдыхая чистый воздух. Петербург же – это город кривых улиц и рек, ставшими маршрутом убийцы, город тупиков и замкнутого пространства, город навязывающий, порождающий революционные идеи.

0

13

Билет №12, вопрос №2
Пейзажная лирика А.А.Фета

Любовь и природа – любимые темы Фета. Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. Фет замечает неуловимые переходы ее состояния: как художник-пейзажист он рисует словами, находя все новые и новые оттенки и звуки.
Пейзажная лирика Фета отличается точностью, четкостью, детальностью и богатством наблюдений.
Для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий. Главной особенностью фетовской поэзии является импрессионистичность – стремление передать впечатление от заката, от пения птиц, от букета цветов… Но это не только изображение натуры, а восхищение ею и передача своих эмоций.
Природа у Фета не существует сама по себе, только с человеком. Чувства лирического героя оказываются родственны глубокой душе природы. Она вносит красоту и гармоничность в его жизнь. Пейзажность – единство мира человека и мира природы.
Любимое время года поэта – весна, время пробуждения природы, новых сил, новой жизни, переизбытка душевных сил. Поэзия Фета глубоко эмоциональна, при этом преимущественно жизнерадостна. Основное ее настроение – настроение душевного подъема.
На первый план выносится состояние души, а сюжетная линия остается непроясненной. Вместо конкретизации автор предлагает деталь, которая станет толчком, главной опорной точкой понимания. Жест или деталь способны подчеркнуть неповторимость и уникальность.
Фет передает полутона, психологически точные ощущения, не имеющие конкретного названия, но знакомы читателю.

Импрессионисты нетщательно вырисовывают детали, а скорее передают атмосферу, впечатления. Предметом изображения становится не предмет, а чувство, состояние души.




0

14

Билет №12, вопрос №2
Пейзажная лирика А.А.Фета

Любовь и природа – любимые темы Фета. Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. Фет замечает неуловимые переходы ее состояния: как художник-пейзажист он рисует словами, находя все новые и новые оттенки и звуки.
Пейзажная лирика Фета отличается точностью, четкостью, детальностью и богатством наблюдений.
Для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий. Главной особенностью фетовской поэзии является импрессионистичность – стремление передать впечатление от заката, от пения птиц, от букета цветов… Но это не только изображение натуры, а восхищение ею и передача своих эмоций.
Природа у Фета не существует сама по себе, только с человеком. Чувства лирического героя оказываются родственны глубокой душе природы. Она вносит красоту и гармоничность в его жизнь. Пейзажность – единство мира человека и мира природы.
Любимое время года поэта – весна, время пробуждения природы, новых сил, новой жизни, переизбытка душевных сил. Поэзия Фета глубоко эмоциональна, при этом преимущественно жизнерадостна. Основное ее настроение – настроение душевного подъема.
На первый план выносится состояние души, а сюжетная линия остается непроясненной. Вместо конкретизации автор предлагает деталь, которая станет толчком, главной опорной точкой понимания. Жест или деталь способны подчеркнуть неповторимость и уникальность.
Фет передает полутона, психологически точные ощущения, не имеющие конкретного названия, но знакомы читателю.

Импрессионисты нетщательно вырисовывают детали, а скорее передают атмосферу, впечатления. Предметом изображения становится не предмет, а чувство, состояние души.




0

15

Билет №17, вопрос№2
Петербург на страницах русской литературы 19 века.

Петербург Пушкина
Город пышный, роскошный, настоящая столица. Но пушкинский СПб неоднозначен, многогранен: и Петербург – воплощение торжества «исторического разума», и город зла и насилия, центр «самовластия», где нагляднее всего попирается личная независимость, и город назревающих буржуазных противопоставлений, социальных неравенств.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье, береговой ее гранит…
________________________________________

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…

Но, несмотря на все отрицательные стороны изображения, СПб Пушкина – это, прежде всего, блистательная столица. Все плохое – нищета, лишения, природные катаклизмы – не умоляет величия СПб, его горделивой красоты. Пушкин показывает парадный Петербург.

Петербург Гоголя
Фантастический город, город-обман, город-искушение. Город вечной осени и зимы, серый, дождливый город, вечно проверяющий своих жителей, прельщающий, но недосягаемый. Город роскоши, недоступный чиновникам 14-го разряда. Город, порождающий маленьких людей, и беспощадный с ними.
Существование маленьких героев «Петербургских повестей» не только простое и бедное (жизнь, не поднимая головы), но и непременно нищее, полное непростых обид, неисполненных, подавленных желаний.
Большой город подавляет маленького человека.
Постоянные клише: враждебное «бедным людям» холодное ненастье, жестокий натурализм низменных потребностей, минутные вторжения обманной фантосмогоричной красоты.

Петербург Достоевского
Достоевский – самый петербургский писатель. У него город – не фон, а действующее лицо.
Достоевский ненавидит Петра – царь-западник – построивший город там, где ему быть не положено. Город рассчитанный, противоестественный, сверхъестественный, город-монстр, город-призрак.
Петр создает нерусский город, западный, стоящий на болоте, на костях, город, враждебный человеку.
«Петербург – самый умышленный, фантастический город на земле »
Враждебность в его духоте, замкнутых пространствах узеньких вонючих улиц, постоянных наводнениях. СПб Достоевского – это уже не парадная столица, а город пьяниц, уголовников, блудниц. Город представлен с его физиологической стороны, состоящий из кабаков, публичных домов, рынков, кривых улиц и рек…
Белые ночи – не романтическая сторона Петербурга, а фантастическая. Ког7да день и ночь меняются местами, произойти может все, что угодно.

Разные писатели изображали Петербург по-разному, блистательным и нищим, столичным и полусумасшедшим, городом чиновников и убийц. СПб на страницах русской лит-ры 19 века неоднозначен и контрастен.

0

16

Билет №19, вопрос№2
Понятие об утопии и антиутопии на примере одного произведения.

Понятия утопии и антиутопии неразрывно связаны друг с другом. Утопия – жанр, где объясняется идеальная форма существования. Утопия предполагает мечты о чем-то несбыточном, вектор в будущее, идеал. Это жанр, описывающий мир, который предполагает равноправие полов, коллективную форму существования. Законы утопического государства строятся на справедливости, доброте, взаимопонимании.
Утопия – это, прежде всего, рациональное начало, попытка создать образ идеального мироустройства. Примерами утопического жанра являются произведения Томазо Кампанеллы «Город солнца», Платона «Государство», а так же произведения социалистов-утопистов – Фурье, Сен Симона, Томаса Мора.
  Антиутопия – это вполне предполагаемый ответ на утопию. Исторический процесс в антиутопии делится на два отрезка: мир до осуществления идеала и после. Все события, как правило, происходят после революции  и ограниченны во времени и пространстве. Жизнь героя полностью подчинена законам государства, но, не смотря на то, что в антиутопии описывается идеальный мир, все равно присутствует конфликт: герой – государство.
Роман «Что делать?» Н.Г.Чернышевского – яркий пример утопии. Автор впервые в русской художественной литературе вдохновенно нарисовал картины социалистического будущего. Автор рисует не только картину современного социализма, но и пути приближения будущей социальной гармонии. Путями, которыми человечество движется к социализму, являются изменение идеологии людей и путь политической борьбы за переустройство общества. Автор показывает, каким образом активно и деятельно идут люди обоими путями.
Самым ярким выражением утопических идей в романе является 4ый сон Веры Павловны. Это идеальная картина социалистического будущего. Этот сон открыл читателям в живом образном воплощении ту великую цель, к которой стремятся «новые люди», для достижения которой мужественные рахметовы готовят революцию, развертывается картина светлого будущего.
Чернышевский рисует общество, в котором интересы каждого органически сочетаются с интересами всех. Все люди идеальны и равноправны, между ними гармоничные отношения: везде следы счастья и довольства, о которых и мечтать раньше нельзя было.
Труд теперь не только механизирован, но теперь он не разделяется на физический и умственный. Личность приобрела завершенность и гармоничность.
Таковы утопические идеалы романа Чернышевского «Что делать?». Этот роман – является самым ярким примером утопии в русской литературе, поэтому идеи, заключенные в нем, наиболее ярко раскрыты и наиболее точно отражаются настроения прогрессивной революционной молодежи того времени.

0

17

Билет №9, вопрос №1
Биография и мировоззрение Ф.М.Достоевского.

Федор Михайлович Достоевский принадлежит к числу великих русских писателей-реалистов XIX века. Достоевский завоевал мировое признание наряду с Толстым, Гоголем и Тургеневым и оказал большое воздействие на развитие русской и европейской литературы.
Федор Михайлович родился 30 октября 1821 года в Москве, в семье врача, работающего в больнице для бедных. Отец – Михаил Андреевич – его имел деспотичный характер и очень строго относился к детям и жене.  Его мать – Мария Федоровна Ничаева – напротив, была кроткой, заботливой и любящей, «ангел-маменька».
В 16 лет уезжает с братом в СПб, там поступает в Инженерное училище. Там он достаточно одинок, у него только один друг. За свою скрытность получает прозвище «монах». Изучая математику, геометрию и черчение, по ночам он читает книги. И к 16-ти годам он знает наизусть всего Пушкина, им перечитана вся литература от Гомера до Бальзака. Учится он так же прекрасно, он второй по успеваемости ученик и поэтому вскоре был переведен в спецкласс.
После окончания Инженерного училища в 1843 году, Достоевский поступает на службу в инженерный департамент, но уже через год уходит в отставку.
Первый литературный опыт – перевод «Евгения Гранде» Бальзака. Покинув службу, Достоевский остается без денежного довольствия, поэтому, как писал его друг и сосед Григорович, «Достоевский как монах, как аскет, не выходит из комнаты, а только все время пишет». Достоевский работает над своим первым самостоятельным произведением – «Бедные люди». Еще в рукописи повесть попадает к Некрасову, а вскоре и к Белинскому. Белинский – на то время самый влиятельный и авторитетный человек в литературных кругах – признает талант молодого писателя. Первое произведение Достоевского получает оглушительный успех. С этих пор он вхож в лучшие литературные круги Петербурга.
В своей повести «Бедные люди» Достоевский во многом полемизирует с Гоголем, наделяя маленького человека не только живой душой, но и способностью мыслить, чувствовать и даже любить. Маленький человек Достоевского уже не жалок, а достоин уважения.
После публикации «Бедных людей» частый гость в салоне Панаевой – в самом известном литературном салоне столицы. Здесь бывают братья Майковы, Федор Сологуб,   Тургенев, Некрасов - весь  свет Петербурга. Достоевский упоен славой, требует к себе особого внимания, а над ним – напротив – смеются, но он не замечает насмешек. Вскоре после нескольких неприятных случаев и эпиграмм Достоевский ссорится с Некрасовым и Белинским.
В 1847году писатель становиться участником кружка Петрашевского, сыгравшего видную роль в общественной жизни конца 40-х. На пятничных встречах петрашевцев читается литература утопического содержания, ведутся мирные беседы на тему всеобщего братства, делались различные доклады. Иконой петрашевцев является Фурье с его социалистической утопической литературой. Эти встречи носили мирный характер, не признавались никакие насильственные методы, только мирные пути.
Достоевский не приветствовал идею коммуны, его угнетала прозаическая выстроенность идей Фурье, но  моральная сторона социал-утопических идей его очень привлекала. Писатель разделял идеи всеобщего братства, любви и отсутствия насилия.
Кружок Петрашевского находился под надзором третьего отделения полиции. И в 1849 году в ночь с 22 на 23 апреля Достоевский вместе со всеми участниками кружка арестован и помещен в Петропавловскую крепость. Федору Михайловичу вменяли в вину чтение на одном из заседаний письма Белинского Гоголю. Петрашевцы были приговорены к смертной казни. И только в день казни 22 декабря 1849 года в последний момент приговор изменен на пожизненную каторгу.
Достоевский находится в ссылке на каторге с 1850 по 1859 (смерть Николая II). Известная противоречивость, проявившаяся уже в раннем творчестве писателя, углубляется и обостряется и каторжный период. Усиливается его религиозность, увлечение идеями страдания, смирения и непротивления злу. В этих условиях он начинает пересматривать свои убеждения, постепенно отдаляясь от идей революционной демократии и возлагая надежды на христианскую идеологию.
Близкое знакомство с народом во время каторги углубило и обострило демократизм и гуманизм писателя, о чем свидетельствует его творчество 60-70х годов («Записки из мертвого дома»).
Достоевский не разделял взглядов ни либералов-запалников, ни революционеров-демократов, ни славянофилов. Он пытался найти свой путь решения проблемы будущего развития России. Посетив 1862-62 годах Европу, он остается недовольным ее буржуазной действительностью, считая Европу бездуховной, оторванной от почвы.
Почвой и опорой страны Достоевский считал крестьянство. В доброте, смирении, нравственной чистоте и глубоко религиозной натуре русского крестьянина видит он ту силу, которая смогла бы противостоять буржуазному аморализму и хищной сущности капитализма.

НАДО дописать про женитьбы, болезнь и смерть. А так все есть про убеждения итд….

0

18


ЗНАЧИТ ТАК!!!! МЕНЯ РУБИТ!!!Я Скинула все, что было на компе!!!! завтра в школе бери, но возвращай!!!!!!!!!!!!
[/SIZE]
[/FONT]

Отредактировано госпожа (2006-05-25 09:16:28)

0

19

ПОМПУШКА - СОКРАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ!!!!!!!!!!!!!!!! THANKS ALOTTTTTTTTTTTTTT!!!!!!!!!

Отредактировано госпожа (2006-05-25 09:14:40)

0

20

ой, как прЫятно.............=))))

0

21

http://www.524.1bb.ru/index.php?showtopic=199

0


Вы здесь » Форум Его Высокоблагородия » чИстая пРавдА » Литература